Метро Новокузнецкая
Станция «Новокузнецкая»
Станция была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название не менялось.
Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная») — «Павелецкая». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Театральная» — «Автозаводская» следовали через «Новокузнецкую» без остановки. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».
Название — по Новокузнецкой улице и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, который в то время назывался Сталинск.
Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.
Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы — И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.
Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».
Станция «Новокузнецкая» расположена в районе Замоскворечье на территории Центрального административного округа города Москвы.
Выход в город на улицу Пятницкая ул..
Переход на станции Третьяковская Калужско-Рижской линии и Третьяковская Калининской линии.