Пенсионеры → Инвалидам → Как получить помощь для инвалидов

Власти столицы помогают инвалидам во многих аспектах — от денежных выплат до создания комфортной городской среды.

Узнайте, как оформить денежные выплаты, в частности:
  • страховую или государственную пенсию по инвалидности;
  • компенсацию расходов на оплату телефонной связи;
  • ежемесячную доплату к пенсии инвалидам-военнослужащим.
Узнайте, как получить помощь для семей с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами:
  • выплаты и другая помощь (специальные условия обучения для детей, специальные условия труда для родителей) для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;
  • выплаты для семей с детьми, которых воспитывают родители-инвалиды.
Узнайте, как получить социально-медицинские услуги:
  • патронажное медицинское обслуживание;
  • технические средства реабилитации для инвалида;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения.
Узнайте, как получить жилищную поддержку, в частности:
  • помощь инвалидам-колясочникам в снижении этажности;
  • помощь страдающим тяжелыми заболеваниями;
  • дополнительные льготы инвалидам — участникам городских жилищных программ.
Узнайте, как найти работу инвалиду.

Узнайте, как получить льготы по использованию транспорта, в частности:
  • бесплатный проезд в транспорте;
  • услуги социального такси;
  • услуги центра мобильности в метро;
  • бесплатную парковку для инвалидов.
Кроме того, для инвалидов работают различные спортивные секции и группы. Ознакомьтесь с ними на сайте mos.ru.
Как оформить страховую пенсию по инвалидности?
Работающие или работавшие ранее инвалиды могут получать страховую пенсию по инвалидности (выплачивается инвалидам I, II или III группы, имеющим хотя бы один день страхового стажа).

Для назначения страховой пенсии по инвалидности нужно, чтобы:
  • обращающийся за пенсией был признан инвалидом и ему была установлена группа инвалидности;
  • обращающийся официально проработал хотя бы один день, то есть у него был хотя бы один день страхового стажа. Если страховой стаж полностью отсутствует, то будет назначена социальная пенсия по инвалидности.
Для оформления страховой пенсии по инвалидности вам обязательно понадобятся следующие документы:
  • заявление о назначении пенсии (бланк заявления, инструкция по заполнению заявления);
  • паспорт (для граждан России) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа (трудовая книжка, трудовые договоры и т.д.);
  • выписка из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом.
Для точного определения размера пенсии вам также могут понадобиться другие документы. С полным перечнем документов, которые могут понадобиться, можно ознакомиться на сайте Пенсионного фонда России. Там же можно узнать актуальный размер фиксированной части страховой пенсии (раздел «Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности»).

Страховая пенсия по инвалидности оформляется:
  • в центрах госуслуг «Мои документы»;
  • в отделениях Пенсионного фонда России.
Обратите внимание, что если к заявлению будут приложены не все необходимые документы, сотрудники центра «Мои документы» или отделения Пенсионного фонда дадут разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если вы подадите их в трехмесячный срок, днем обращения за пенсией будет считаться день подачи заявления.
Как оформить государственную пенсию по инвалидности?
Государственная пенсия по инвалидности назначается:
  • военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы. Инвалидность может наступить и позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы;
  • гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — инвалидам I, II и III групп;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • космонавтам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с подготовкой или выполнением космического полета.
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.

Актуальный размер фиксированной части страховой пенсии можно узнать на сайте Пенсионного фонда России (раздел «Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности»).

Для оформления государственной пенсии по инвалидности вам понадобятся:
  • заявление о назначении государственной пенсии по инвалидности (бланк заявления);
  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • документы о праве на получение государственной пенсии в зависимости от категории лица, обратившегося за указанной пенсией.
Страховая пенсия по инвалидности оформляется:
  • в центрах госуслуг «Мои документы»;
  • в отделениях Пенсионного фонда России.
Обратите внимание, что если к заявлению будут приложены не все необходимые документы, сотрудники центра «Мои документы» или отделения Пенсионного фонда дадут разъяснения, какие документы следует представить дополнительно.
Как оформить ежемесячную доплату к пенсии?
Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии предоставляется:
  • военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан;
  • военнослужащим, ставшим инвалидами в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с 1995 года.
Доплата к пенсии назначается военнослужащему, который соответствует всем перечисленным ниже требованиям:
  • получает любую пенсию в Москве;
  • зарегистрирован по месту жительства в Москве;
  • имеет любую группу инвалидности.
Размер доплаты к пенсии можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Для оформления доплаты к пенсии вам понадобятся:
  • заявление на выплаты пенсионерам и инвалидам (бланк заявления);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность, оформленная в установленном порядке (в случае обращения уполномоченного представителя заявителя);
  • документ, подтверждающий факт регистрации по месту жительства в городе Москве (в случае отсутствия такой отметки в документе, удостоверяющем личность);
  • пенсионное удостоверение или справка о факте назначения пенсии в Москве;
  • выписка из акта освидетельствования в федеральном казенном учреждении медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности;
  • документ, подтверждающий факт получения ранения (контузии, увечья, заболевания) во время участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан или в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с 1995 года, приведшего к инвалидности, выданный органом, в котором военнослужащий проходил военную службу, или заключение военно-врачебной комиссии.
Документы для оформления доплаты к пенсии необходимо подать в районный отдел соцзащиты населения по месту жительства в Москве.
Как получить помощь в снижении этажности инвалидам-колясочникам?
Страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилье предоставляется в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

Замена производится на равнозначное по площади жилое помещение:
  • по договору безвозмездного пользования (для занимающих жилое помещение на основании договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования);
  • по договору мены либо (по желанию инвалидов) по договору безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда города Москвы (для занимающих жилое помещение на праве собственности).
Узнайте, как получить помощь в снижении этажности в нашей инструкции.
Как получить помощь в улучшении жилищных условий для страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями?
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает право на внеочередное улучшение жилищных условий для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Для получения жилья вне очереди необходимо встать на жилищный учет и подать заявление на внеочередное предоставление жилья.

Узнайте, как получить помощь в улучшении жилищных условий, в нашей инструкции.
Как получить дополнительные льготы инвалидам — участникам городских жилищных программ?
Московской городской программой «Жилище» предусмотрено, что при приобретении в рамках этой программы жилых помещений у города Москвы жителями города, состоящими на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений:
  • выкупная стоимость жилого помещения при подписании договора купли-продажи определяется за вычетом 30% из площади жилого помещения для семей, имеющих детей-инвалидов;
  • при рождении в семье ребенка-инвалида осуществляется полное списание остатка задолженности за приобретаемое жилое помещение у города в рамках московской программы «Молодой семье — доступное жилье».
Узнайте, как получить помощь в улучшении жилищных условий, в нашей инструкции.
Как найти работу для инвалида?
Подбор подходящей работы для инвалидов проводится в соответствии с медицинскими рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

Вы можете обратиться в ближайший к вам отдел трудоустройства или в отдел трудоустройства инвалидов Центра занятости населения города Москвы по адресу: город Москва, улица Суворовская, дом 27, телефоны: + 7 (495) 964-18-48, +7 (495) 964-44-30.

По месту обращения вам:
  • предоставят информацию об имеющихся вакансиях;
  • окажут консультации по вопросам трудоустройства;
  • предложат пройти тестирование с целью подбора подходящей сферы трудовой деятельности;
  • предоставят информацию о возможности пройти профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации;
  • окажут психологическую поддержку;
  • предоставят возможность принять участие в оплачиваемых общественных и временных работах;
  • предоставят информацию о проводящихся ярмарках вакансий.
Кроме того, вы можете ознакомиться с вакансиями для инвалидов на Портале открытых данных.
Как воспользоваться услугами центра мобильности в метро?
Уже более четырех лет в Московском метрополитене действует Центр обеспечения мобильности пассажиров. Инспекторы центра выявляют среди пассажиров на входе в метрополитен престарелых граждан и инвалидов, пассажиров с маленькими детьми, помогают им безопасно передвигаться в вестибюле, проходить через турникеты и по платформе к поезду.

Чтобы гарантированно получить помощь инспекторов центра, нужно заранее (желательно не менее чем за три часа до поездки) оставить заявку на сопровождение:
  • по телефонам: +7 (495) 622-73-41; +7 (800) 250-73-41;
  • онлайн;
  • с помощью мобильного приложения «Метро Москвы».
Услуги инспекторов бесплатны для пассажиров. Оплачивается только проезд в метро согласно действующим тарифам. Если у вас есть право бесплатного проезда, для вас бесплатными будут и проезд, и услуги инспекторов центра.
Какие льготы на парковку есть у инвалида?
Инвалиды или те, кто перевозит инвалидов или детей-инвалидов, могут парковаться на специальных местах для инвалидов, которые не имеют право занимать другие участники дорожного движения. Чтобы не получить штраф за парковку на таком месте, нужно, чтобы в машине был специальный знак «Инвалид».

С сентября 2018 года знак «Инвалид» для автомобилей стал персонифицированным — на нем указываются фамилия, имя и отчество инвалида (или ребенка-инвалида), дата его рождения, серия и номер справки, подтверждающей факт установления инвалидности, группа и срок, на который она установлена.

Для бесплатной парковки в зоне платной парковки в Москве нужно дополнительно получить льготное разрешение на парковку. Если вы не получите такое разрешение (то есть ваш автомобиль не будет внесен в реестр льготной парковки), вас могут оштрафовать за неоплаченную парковку.

Знак «Инвалид» нового образца нужно получить в Бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства, месту регистрации или месту фактического пребывания. Прежде чем выбрать Бюро в Москве, уточните, к какому участку оно относится, по телефону горячей линии Главного Бюро МСЭ Москвы +7 (499) 251-91-42 или по другим справочным телефонам.

Для получения знака нужны:
• заявление;
• документ, удостоверяющий личность;
• справка, подтверждающая факт установления инвалидности.

Те, кто еще не оформил инвалидность или проходит переосвидетельствование, могут подать заявление на получение знака вместе с заявлением на проведение медико-социальной экспертизы.

Знак можно получить в течение месяца со дня регистрации заявления в том же Бюро МСЭ, куда вы подали заявление.