Город → Недвижимость → Как сделать нежилое помещение жилым

Перевод нежилого помещения в жилое необходим, если, к примеру, у вас был офис на первом этаже, из которого вы хотите сделать квартиру для проживания.

Чтобы сделать помещение жилым, необходимо соблюсти ряд условий. Так, например, нежилое помещение нельзя перевести в жилое, если:
  • переводимое помещение не отвечает установленным требованиям, и обеспечить соответствие этим требованиям невозможно;
  • право собственности на это помещение обременено правами третьих лиц.
Какие еще условия нужно выполнить?
Чтобы привести помещение в соответствие требованиям, вам может понадобиться перепланировка и (или) переустройство помещения. Заранее озаботьтесь его согласованием: во-первых, это сэкономит вам время, во-вторых — в ходе согласования вам нужно будет подготовить проект переустройства, который впоследствии понадобится и для перевода помещения в жилое.

Если в ходе перепланировки будет затронуто общее имущество собственников помещений многоквартирного дома, также вам понадобится провести собрание собственников.
Какие документы нужно оформить на собрании?
По результатам общего собрания и голосования собственников у вас должны быть следующие документы:
  • оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу передачи в пользование и/или присоединения к переводимому помещению части общего имущества при планировании производства работ;
  • уведомления (сообщения) о проведении собрания;
  • документы, подтверждающие вручение уведомления каждому собственнику или направление уведомления каждому собственнику заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не предусмотрен иной способ направления уведомления в письменной форме либо не определено помещение, доступное для всех собственников помещений в данном доме, предназначенное для размещения уведомления о проведении общего собрания. В этом случае предоставляется протокол (копия + оригинал для предъявления) общего собрания собственников помещений, содержащий решения по указанным вопросам;
  • лист регистрации участников собрания;
  • решения собственников по вопросам, вынесенным на голосование, оформленные в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
  • списки собственников на дату голосования с указанием ФИО собственника или его наименования, номера помещения, принадлежащего ему на праве собственности, доли в праве на общее имущество;
  • нотариально заверенные доверенности, в случае если в голосовании на общем собрании принимали участие представители собственников;
  • если собрание проводилось в форме заочного голосования, дополнительно представляются документы по собранию, прошедшему путем совместного присутствия.
Какие документы понадобятся для подачи заявления?
К документам, подтверждающим проведение голосования собственников жилья (если их согласие требовалось), вам необходимо приложить:
  • заявление о предоставлении государственной услуги;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия представителя — если документы будет подавать не собственник помещения;
  • правоустанавливающие документы на переводимое помещение (оригинал или нотариально заверенные копии), если права на него зарегистрированы до 31 января 1998 года;
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, если переустройство/перепланировка требуются для признания помещения жилым;
  • заключения о соответствии переводимого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям:
  • из организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации;
  • из организации, аккредитованной на на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок;
  • из организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • другие документы.
Если собственник переводимого помещения — несовершеннолетний, также понадобятся:
  • решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, подтверждающее полномочия законного представителя;
  • в отношении детей-сирот — свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка (если ребенок родился на территории иностранного государства).
Куда подавать документы?
Способ подачи заявления и документов зависит от того, кто будет их подавать.

1. Если вы физическое лицо, подать запрос можно:
  • онлайн на mos.ru;*
  • лично — в любом центре госуслуг «Мои документы» независимо от места вашей регистрации в Москве.
2. Если вы индивидуальный предприниматель, подать запрос можно:
  • онлайн на mos.ru*, при условии, что у вас есть электронная подпись;
  • лично — в Департамент городского имущества города Москвы.
3. Если документы будет подавать представитель физического лица, ему нужно обращаться лично в один из центров госуслуг «Мои документы».

4. Если документы будет подавать представитель индивидуального предпринимателя, ему нужно обращаться лично в Департамент городского имущества города Москвы.

*
Обратите внимание: если вы подадите запрос онлайн, в течение 5 рабочих дней после этого нужно будет представить оригиналы документов в центр «Мои документы».
Как долго рассматривается заявление?
Общий срок предоставления услуги — до 48 рабочих дней, которые начинают исчисляться со дня получения запроса Департаментом городского имущества.

В зависимости от того, какой способ получения решения был указан при подаче документов, оно может быть:
  • выдано на бумажном носителе — в Департаменте городского имущества;
  • направлено на бумажном носителе почтой;
  • направлено в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на mos.ru.