Общие сведения
Сахалинская железная дорога является уникальной не только в силу ее географического положения (о. Сахалин), оторванности от общей сети, но и по разнице в ширине колеи, которая почти на полметра уже материковой – 1067 мм. Сахалинская магистраль объединяет 35 станций. Эксплуатационная длина СахЖД – 804,9 км.
Управление находится в г. Южно-Сахалинске.
В настоящее время на дороге эксплуатируется три железнодорожных линии Шахта - Ильинск, Корсаков - Ноглики и Ильинск - Арсентьевка общей протяженностью 867 км и еще 3 ветки протяженностью 54 км: Ново-Александровка - Синегорск – 22 км, Сокол - Быков – 23 км, Вахрушев - Угольный – 9 км.
Линия Шахта - Ильинск проходит по западному побережью острова в приурезовой зоне Татарского пролива и только от станции Томари (153 км) до 173 км уходит вглубь острова. На ней в свое время было построено 9 тоннелей, сегодня из них действует четыре.
Линия Ильинск - Арсентьевка соединяет Западную и Восточную линии в самом узком месте острова с пересечением хребта Западный.
Участок дороги Корсаков - Победино проходит по долинам попутных рек Сусуя и Бол. Такой и на 107 км выходит к побережью Охотского моря, по которому идет до станции Поронайск, далее дорога проложена по долине р. Поронай.
Из истории
Строительство железных дорог на острове Сахалин началось после русско-японской войны 1904-1905 годов, когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина, до 50-й параллели, отошла к Японии.
Прежде всего, была построена военно-полевая узкоколейка Корсаков - Южно-Сахалинск, протяженностью 42,5 км и шириной 600 мм. Ее основное назначение преследовало чисто прагматические цели – как можно быстрее закрепиться на новой по сути территории, и для этого требовались транспортные пути… Чуть позже она была переведена на размеры обычной японской колеи - 1067 мм. В 1911 году была отстроена ветка Южно-Сахалинск - Стародубское протяженностью 53,5 км. А в период 1918-1921 гг. железнодорожной линией были связаны Невельск - Холмск - Чехов - Томари.
За 7 лет, с 1921 по 1928 годы, была построена широтная дорога Южно-Сахалинск - Холмск - 83,9 км. Именно она, отличаясь сложнейшим планом и профилем, высокой насыщенностью искусственных сооружений, соединила западную и восточную ветки. В 1937 г. была построена линия Томари - Ильинск, продолжению строительства которой на север, в сторону Углегорска, помешала Вторая мировая война. К 1945 г. протяженность ж.д. линий в южной части острова составляла 700,4 км. На них было построено 24 тоннеля, 618 мостов, 804 трубы, 127 станций с полезной длиной приемо-отправочных путей до 800 метров, шесть основных и девять оборотных депо.
Появление первой "железки" в северной части острова связано с созданием технологических линий в районах угольных месторождений. К середине 1922 г. была проложена узкоколейка от Тымовского округа до села Корсаково, под Александровском, протяженностью 70 км. Затем началась прокладка технологических узкоколейных линий на северном и северо-западном побережье, где находились месторождения нефти. Первую ширококолейную дорогу проложили от промыслов Охи до портпункта Москальво в 1930 – 1932 годах.
После войны, когда весь Сахалин оказался в составе СССР, начался новый этап развития его транспортной сети. В 1953 году было закончено строительство узкоколейной дороги Оха – Катангли протяженностью 248 км. С 1950 и вплоть до 1974 года велось сооружение линии Победино – Ныш. Участок Ныш – Ноглики был принят в эксплуатацию в 1979 году. В период с 1967 по 1971 выстроена линия Арсентьевка – Ильинск.