В существующих границах Московская железная дорога организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной.
История дороги берет начало с открытия движения в 1861 году до Петушков, а 1 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки, которая была известна далеко за пределами России.
В 1862 году поезда пошли до Сергиева Посада. Идея строительства этой линии принадлежит крупному промышленнику того времени Ивану Федоровичу Мамонтову - отцу известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
В 1880 году протяженность железнодорожных линий, тяготеющих к Москве, уже превышала 2 тысячи километров, и темп строительства продолжал наращиваться. Малое кольцо, протяженностью 54 км было построено в 1908 году, БМО (Большое окружное кольцо), протяженностью 558 км - с 1943 по 1960.
Сегодня Московская железная дорога, а это 13 тысяч километров пути, обслуживает 10 субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся 7 отделений (Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское).
В районе тяготения дороги проживает почти треть населения страны (27%).
На столичной магистрали трудятся 128 тыс. человек.
На дороге расположено 634 станции.
Управление находится в г. Москве.
Характерная особенность дороги - существенная разветвленность. В Московском железнодорожном узле сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 км) и Большим окружным кольцом (БМО. 558 км). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.
Говоря о роли и месте Московской железной дороги в компании "Российские железные дороги", следует особо подчеркнуть, что это, прежде всего, пассажирская дорога. Сегодня МЖД осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 25% дальних. Столичная магистраль обеспечивает 30% доходов компании от этого вида деятельности.
Пассажирский комплекс дороги - это 3 тысячи пассажирских вагонов, 400 электровозов, 2500 электросекций, 1505 остановочных пунктов, 2352 платформы и 493 вокзала. Это 7 пассажирских и 11 моторвагонных депо. Ежесуточно на дороге обращается до 3 тысяч дальних пассажирских и пригородных поездов. На дороге формируется и готовится "главный" поезд страны - "Россия" Москва - Владивосток, следующий по самому протяженному в мире маршруту - 9298 км.
В пиковые часы интервал движения электропоездов в Мосузле составляет 4-6 минут. Такой частоты нет ни на одной железной дороге мира!
На дороге выстроена определенная идеология пригородных перевозок в зависимости от их предназначения и платежеспособного спроса населения (массовые пригородные, межобластные поезда "Экспресс", поезда "Спутник", аэроэкспрессы).
В настоящее время между Москвой и ближайшими областными центрами обращается 11 пар поездов "Экспресс" - в Рязань, Тулу, Орел и др.
Успешно эксплуатируется интермодальная транспортная система Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово. С ее созданием впервые в России объединены в единый технологический комплекс два вида транспорта - железнодорожный и воздушный. Регистрация пассажиров и оформление багажа осуществляется непосредственно в здании Павелецкого вокзала. Время в пути - 40 минут. Рентабельность перевозок составляет 147%.
За рекордно короткий срок, чуть более года, без перерыва в движении реализован крупномасштабный, социально значимый, высокоэффективный проект скоростного движения на участке Москва - Мытищи. Сегодня на этом участке курсирует 42 пары высококомфортабельных скоростных электропоездов "Спутник". Время в пути - 18 мин, это в 2-3 раза быстрее, чем до отдельных микрорайонов Москвы. На данном участке обращаются составы нового поколения "Спутник". Он отвечает самым современным требованиям по комфорту, скорости – до 120 км/час - и экономичности.
Ведена в действие скоростная система между Москвой и городом Раменское. Время поездки пассажиров на этом 46-километровом участке сократилось на треть (с 65 минут до 45).
МЖД с участием Правительства Москвы и Московской области будет работать над реализацией аналогичных проектов на направлениях до Одинцова, Подольска, Красногорска и др.