Совет
Закон композиции подходит и должен выполняться для любого письменного произведения. Как для художественного - поэтического и прозаического, так и для научного или критического. Если же он не выполняется, произведение получается либо занудным, либо куцым или невнятным. В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой автор, композиционные блоки будут иметь разное фактическое наполнение. Заметим, что в смысле композиции школьное сочинение практически ничем не отличается от научной или критической статьи. Для школьного сочинения экспозицией должно стать уточнение темы, несколько слов о про изведении в целом. Завязка - это знакомство с темой.
Она будет разной в зависимости от типа сочинения. Если в основе темы - анализ текста (целое произведение или его часть), то завязкой скорее всего станет роль композиции произведения в раскрытии его главной идеи, или место и значение рассматриваемой части в общей структуре произведения. Если в основе темы - образ одного героя, завязкой будет рассказ о нем: его социальное положение, быт, окружение; его портрет, при каких обстоятельствах он впервые появляется в произведении. Все это рассматривается с точки зрения раскрытия характера героя; то, что не имеет к этому отношения, - опускается. То же самое касается и темы, касающейся анализа общественных групп - "Темное царство", "Обломовщина" и т. д. Если нас интересует идейно-художественное содержание произведения или мотивы творчества, завязкой будет рассказ о том, когда и почему такие идеи или мотивы появились в творчестве автора.