Как правильно подать жалобу?
В сфере здравоохранения обжалование действий и бездействий ответственных лиц является первым шагом к тому, чтобы последние начали действовать в интересах пациента, то есть обжалование представляет собой механизм защиты ущемленного права пациента. В судебном порядке возможно обжалование действий любого лица (физического или юридического), являющегося услугодателем, а также должностного лица любого уровня. В случае внесудебного обжалования жалоба подается вышестоящему лицу (заведующий отделением, главный врач, начальник районного отдела здравоохранения, председатель Комитета по здравоохранению, министр) или в надзорный орган (Федеральная служба надзора в сфере здравоохранения и социального развития, прокуратура, профессиональная медицинская ассоциация). Жалоба также может быть подана в организации, уполномоченные защищать интересы пациентов (страховые медицинские организации, территориальный фонд ОМС, Общество защиты прав потребителей). В том случае, если жалоба относится к действиям медицинского работника, первый адресат, которому она должна быть направлена, - главный врач данного медицинского учреждения. Следует отметить, что одна жалоба может быть направлена сразу в несколько или во все инстанции по защите прав пациентов. Исключением является подача жалобы Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, поскольку он принимает жалобы лишь при условии, что вопрос был рассмотрен в судебном порядке, но гражданин требует обжалования принятого решения. Необходимо помнить, что с 1999 года преобразованы функции прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с изменениями законодательства вопрос контроля за соблюдением прав пациентов теперь относится к ее компетенции. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет: "…надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций". Для того чтобы подача жалобы привела к желаемому результату, необходимо соблюсти несколько важных условий.