Вернуться на главную

Интервью сергея собянина газете «коммерсантъ»

21 Мая, 2014 | Автор

«Коммерсантъ»: Когда Вы cтали Мэром Москвы, город уже опережал остальные регионы России по уровню социально-экономического развития. За два года этот разрыв как минимум не уменьшился. Насколько существенной проблемой для Правительства Москвы является это обстоятельство?

Сергей Собянин: Какая проблема? Это плюс для Москвы. Чем выше уровень экономического развития, тем больше привлекательность города. Но для страны в целом — это, конечно, проблема.

Для её решения в первую очередь необходимо сконцентрироваться на развитии крупных городов. Это даст наибольший эффект для развития страны и создания новых центров роста. Что, собственно, происходит в других странах, особенно в развивающихся. Урбанизация остаётся мировым трендом развития.

«Коммерсантъ»: В результате украинского кризиса этот разрыв, видимо, также увеличится: в условиях роста рисков инвестиции в Москву будут предпочтительны, если кто-то готов вкладывать в РФ, он с большой вероятностью будет делать это именно тут?

Сергей Собянин: Говорить о том, что все инвестиции пойдут теперь в Москву, нельзя. Если вы посмотрите на инвестиции на душу населения, Москва в России находится в четвёртом десятке. Конечно, вне Москвы другие точки отсчёта. Но объективно после стольких лет бурного привлечения инвестиций наш город просто не может показывать такую же динамику, как ненасыщенные инвестициями регионы. В последние годы прослеживается такая тенденция: инвестиции в торговле, в недвижимости, в промышленности всё дальше отходят от границ Москвы, двигаясь в область и в другие регионы Центрального федерального округа. Вспомните, как начиналось вхождение торговых сетей в Россию. Сначала сети появились в Москве. Потом в городах-миллионниках. Сейчас дошли до 200-100-тысячных городов. Московская область в этом отношении также чувствует себя прекрасно.

«Коммерсантъ»: Сейчас те же проблемы в Правительстве России обсуждают в связи с развитием Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма. Кстати, какова вообще роль Москвы, традиционно имевшей особые отношения, в крымских событиях?

Сергей Собянин: Мой предшественник активно участвовал в интеграции Севастополя с Россией, Москва строила там много жилья для ветеранов флота, соцкультбыт. Связь между Москвой и Севастополем не прерывалась, мы с ним работали более интенсивно, чем с любым другим городом России. И севастопольцы это чувствовали: у них было постоянное ощущение, что Москва их не бросила, она рядом.

Сейчас мы развернули там широкую программу, связанную с обновлением медицинского оборудования, поставляем оборудование для школ, коммунальную технику, троллейбусы, о чём подписано новое Соглашение. В течение месяцев двух мы создадим план работы на перспективу. Сейчас Севастополю нужно время на настройку межбюджетных отношений внутри России. После того как они выстроят свой бюджет, мы поймём, где и что им ещё необходимо.

«Коммерсантъ»: А есть ли у Москвы коммерческие, экономические проекты, имущественные интересы в Крыму?

Сергей Собянин: В Севастополе у нас экономических проектов нет. В Крыму есть три санатория, которым требуется дополнительная реновация, привлечение инвесторов. И это всё.

Но мне кажется, сам факт патронирования Севастополя Москвой даёт больше уверенности для потенциальных инвесторов.

«Коммерсантъ»: Тем не менее Вы полагаете, что такой подход — концентрацию усилий без стремления к равномерному развитию территории — можно использовать в других регионах, например на том же Дальнем Востоке?

Сергей Собянин: Дальний Восток нужно рассматривать с двух точек зрения — с административной и экономической. Раздробленность на небольшие субъекты — вспомните, например, что на Дальнем Востоке есть самостоятельный Биробиджан! — ничего хорошего не даёт. Необходимы два-три центра: Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Сахалин, на которых надо концентрировать все ресурсы, как федеральные, так и региональные. Развивать всё одновременно не получится. При концентрации усилий можно ожидать большего экономического роста и позитивной динамики.

«Коммерсантъ»: С Вашей точки зрения, Московский регион — Москва и область — продолжит увеличение численности населения?

Сергей Собянин: Да. Мы видим, что идёт прирост по 50, 60, 80 тысяч населения в год даже без учёта присоединения к Москве новых территорий. С учётом новых территорий эта динамика даже усилится. Это не означает, что на новые территории будут массово въезжать жители из других регионов. В первую очередь речь идёт о расселении жителей Московского региона, ближайшего Подмосковья и Москвы.

«Коммерсантъ»: Два года назад Вы говорили о дыре в бюджете Москвы после отставки Юрия Лужкова в 300 миллиардов рублей. Сейчас этой проблемы нет?

Сергей Собянин: Да, 300 миллиардов рублей — это был неприятный долг: и объём сам по себе значителен, и цели, под которые он был взят, — а это текущие расходы, проедание, — неприемлемы для оплаты из заимствований. Если бы это было взято под строительство метрополитена, дорог — совсем другой вопрос. Теперь же это всё нам приходится нивелировать, эта работа продолжается.

«Коммерсантъ»: От каких активов город планирует избавляться в этом году?

Сергей Собянин: Ситуация не такая плохая, чтобы от активов избавляться. Мы ставим перед собой задачу постепенно приватизировать непрофильные для города предприятия. В настоящий момент на продажу выставлены СК «Олимпийский» и ряд других компаний.

Напомню, территории ЗИЛа мы продали из расчёта порядка 32–34 тысяч за квадратный метр жилья, которое там будет возводиться, — это самая высокая цена такого рода сделок.

Крупных земельных площадок на продажу, в ближайшее время, во всяком случае, не предполагается. У нас остаются ещё активы, которые теоретически можно рассматривать как привлекательные для приватизации. Но мы не спешим ничего продавать. У нас нет критической ситуации, будем смотреть на предложения, на цены.

«Коммерсантъ»: Рассматривает ли сейчас Москва как альтернативу приватизации новые займы?

Сергей Собянин: В бюджете Москвы на 2014 год заложено привлечение порядка 140 миллиардов рублей для покрытия дефицита. Мы стараемся не привлекать средств, в которых сейчас нет необходимости. Уровень долга Москвы снизился с 20 процентов собственных доходов до 12–16 процентов, и это вполне приемлемо.

«Коммерсантъ»: Эту цифру, кажется, можно было бы легко поднять до 25 процентов — нет такого соблазна?

Сергей Собянин: Не совсем. Заимствовать на рынке в таких объёмах быстро не получится. В прошлом году мы размещались на 29 миллиардов рублей — и это было непросто. Одномоментно привлечь больше 100 миллиардов рублей очень сложно даже Москве. Можно, но за крайне высокую цену. Мы будем стараться в этой ситуации вообще не занимать. Мы не наращиваем текущие затраты. Инвестиционные затраты сохраняем примерно в таких же объёмах, может, чуть меньше, чем в предыдущие годы. Но за счёт более эффективных проектов физический объём инвестиций не уменьшается.

«Коммерсантъ»: Москва — кажется, единственный субъект Федерации, у которого нет проблем с исполнением «майских» указов Президента?

Сергей Собянин: Это не совсем так. При росте обязательств отсутствует адекватный рост доходов — это во-первых. Во-вторых, в Москве самая большая бюджетная сеть и самая высокая средняя зарплата в стране. Тем не менее указы будут исполнены.

«Коммерсантъ»: Перенаселение Москвы уже отчётливо ощущается в больницах и поликлиниках. Планируется ли строительство новых объектов здравоохранения в городе?

Сергей Собянин: Прежде всего мы приступим к расширению Морозовской больницы — это одна из крупнейших в России детских клиник. Этот проект будет реализовываться совместно с Российской Федерацией на паритетных началах. Для города это мегапроект.

Принята программа строительства дополнительных городских поликлиник в дефицитных районах.

Внедряются новые медицинские и информационные технологии, вроде электронной записи и электронной карты, которые разгружают врачей от заполнения разных бланков и дают им больше времени для работы с пациентами.

Кроме того, рядом с городскими учреждениями появляется всё больше проектов с частными инвестициями или пожертвованиями в здравоохранение.

В Новой Москве мы уже смонтировали четыре модульные амбулатории, полученные в качестве благотворительного дара «Транснефти».

Заключена концессия на создание суперсовременной многопрофильной клиники на базе горбольницы № 63. Неплохо развивается сеть мини-поликлиник шаговой доступности «Доктор рядом».

Все эти проекты объединяет то, что инвесторы будут оказывать часть услуг по программам ОМС, то есть бесплатно для москвичей, и работать в единой технологической цепочке с городскими учреждениями.

«Коммерсантъ»: А что с зарплатами учителей — им не догнать врачей?

Сергей Собянин: Задача так не стоит. Задача — поддерживать уровень заработной платы педагогов школ на уровне средней заработной платы в регионе. Это означает, что зарплата именно учителей будет на 20 процентов выше среднерегиональной.

Для врачей, напомню, показатель — 200 процентов.

«Коммерсантъ»: Привела ли к ожидаемому эффекту программа объединения школ в Москве?

Сергей Собянин: Судите сами. Без каких-то новых вливаний последние два года зарплата учителей растёт и уже достигла 70 тысяч рублей, а по факту у многих и больше. Вакансий в школах нет, учителей принимают по конкурсу, качество образования тоже значительно улучшилось. Количество хорошо успевающих детей выросло в два раза, треть победителей российских олимпиад — москвичи, практически две трети школ участвуют в олимпиадах.

«Коммерсантъ»: Но было и масштабное сопротивление?

Сергей Собянин: Что же вы хотите: две тысячи директоров лишились своих постов, не может же это происходить без сопротивления? Другое дело, что это всё равно было неизбежным: в таком количестве директора школ и детских садов нам не нужны. И если за счёт этого можно значительно увеличить зарплаты педагогов и улучшить качество обучения — ну, пусть будет сопротивление, оно естественно.

«Коммерсантъ»: В 2013 году Москва планировала продать принадлежащую ей Объединённую энергетическую компанию (ОЭК), присоединив к ней выкупленный у ВТБ «Энергокомплекс». Что сейчас со сделкой?

Сергей Собянин: Мы ничего официально не анонсировали, хотя разговоры такие ходили. В настоящий момент мы готовим предприятие к приватизации. Такого рода активы не то, что нужно городу, поэтому вполне возможна их передача в частные руки. Тем более в «относительно частные». В той же Московской объединённой электросетевой компании (МОЭСК, входит в холдинг «Российские сети». — «Ъ») есть государственный пакет акций. Иметь в городе две электросетевые компании — проблема, причём не для города, а для потребителей. Они развивают параллельные инвестпроекты, а это означает рост тарифа, издержек и так далее. Объединение этих структур даст определённую синергию, как дало объединение Московской объединённой энергетической компании (МОЭК, в 2013 году продана Москвой «Газпром энергохолдингу». — «Ъ») и Мосэнерго (входит в «Газпром энергохолдинг». — «Ъ»).

«Коммерсантъ»: А оценка московских электросетей есть?

Сергей Собянин: Есть предварительные цифры. Они колеблются в районе 100 миллиардов рублей.

«Коммерсантъ»: Утверждена ли окончательная концепция Московского транспортного узла?

Сергей Собянин: Концепция подготовлена и согласована со всеми субъектами, участвующими в ней, она утверждена на координационном совете Минтранса, внесена в Правительство, но её пока не утвердили по техническим причинам. Никаких фундаментальных изменений она не претерпела, речь идёт об уточнённом графике инвестиций. Самый большой объём — это вложения в метро, в региональные и федеральные автодороги. Вторая по стоимости — это программа ОАО «РЖД», в том числе развитие пассажирских пригородных перевозок, она оценивается в 280 миллиардов рублей. И третье — это развитие Московского авиационного узла. С каждым годом нарастает объём частных инвестиций, которые на ближайшие три года составляют около 700 миллиардов рублей за счёт привлечения денег в развитие транспортных узлов, закупку подвижного состава, в строительство частных дорог и прочее.

«Коммерсантъ»: Могут ли быть сокращены московские программы РЖД?

Сергей Собянин: РЖД пока от них не отказывается. Насколько я знаю, они оптимизируют инвестиции в грузовые перевозки, по крайней мере не развивают их в такой динамике, которой бы хотелось. То, что касается пригородных электричек — пока график выполняется. Сейчас речь идёт о дополнительном ускорении этой программы, дополнительном финансировании со стороны РФ, чего мы все добиваемся, но пока не очень успешно. Но, по крайней мере, ряд последних решений, принятых на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, о докапитализации РЖД за счёт Фонда национального благосостояния на возвратной основе, позволит привлечь дополнительно порядка до 80 миллиардов рублей на пригородные электрички, соединяющие Москву и авиаузлы — Шереметьево, Домодедово, Внуково.

«Коммерсантъ»: А что с реконструкцией МКЖД?

Сергей Собянин: Она двигается. Пока в графике, но есть проблемы. Требуется дополнительно порядка 20 миллиардов рублей для путепроводов. И есть дополнительные расходы, которые возникли уже в ходе проектирования МКЖД. Тем не менее думаю, что в 2015 году все основные работы будут закончены, и в 2016 году начнём регулярное пассажирское движение.

«Коммерсантъ»: Но у ОАО «РЖД» тоже нет денег...

Сергей Собянин: Основные деньги предусмотрены в федеральном бюджете. От ОАО «РЖД» — 40 миллиардов рублей на весь проект пригородной железной дороги, 50 миллиардов рублей даёт Москва и где-то порядка 150–180миллиардов рублей, не считая дополнительных расходов, — это средства РФ.

«Коммерсантъ»: Недавно был отправлен в отставку глава Управления делами Президента Владимир Кожин. Вы разрабатывали с ним проект строительства правительственного квартала рядом с Кремлём. Какова теперь будет судьба этого проекта?

Сергей Собянин: Сложно сказать. Такие проекты, конечно, во многом зависят от инициативы конкретных чиновников. Насколько интересно это будет новому управляющему делами — посмотрим. Теоретически проект может быть продолжен. Но он не критичный ни для Москвы, ни для правительственных учреждений.

«Коммерсантъ»: С Кожиным Вы обсуждали и вопрос о переносе правительственных учреждений в Новую Москву. Что-то с его уходом изменится?

Сергей Собянин: Новая Москва пока не имеет никакого отношения к Управлению делами Президента. Мы развиваем этот район самостоятельно. Причём очень часто наша работа заключается не в ускорении, а в сдерживании развития в силу того, что объём инвестиций слишком велик и эта территория пока не готова их принять с инфраструктурной точки зрения.

«Коммерсантъ»: Остались ли планы Правительства Москвы по продаже доли в Единой электронной торговой площадке (ЕЭТП)?

Сергей Собянин: Планы такие есть, но вряд ли они будут реализовываться в ближайшее время. Формально — да, можно продать. С другой стороны, это может ухудшить эффективность размещения городского заказа. Сама площадка стоит максимум 3 миллиарда рублей, а экономия на торгах составляет 150 миллиардов рублей ежегодно. Это несопоставимые деньги, именно поэтому мы и опасаемся продавать её. Хотя теоретически она не нужна, есть другие площадки. Но нам важно знать, что там происходит.

«Коммерсантъ»: Каковы планы по развитию социальной карты москвича? Банк Москвы по-прежнему их эмитирует, и как это вяжется с заявлением УЭК о намерении выпустить в этом году 500 тысяч карт в Москве?

Сергей Собянин: На самом деле, что УЭК, что социальная карта сегодня наполнены одинаковым функционалом. Проблема в том, что УЭК — это федеральный проект, к которому предъявляются очень жёсткие требования, с огромным количеством согласований и так далее. И гибко, оперативно развивать этот проект очень сложно. Тем более что недавно возникла идея сделать УЭК базой для создания электронного паспорта. Это ещё одно новое требование к УЭК. В этой связи мы пока ограничимся выпуском небольшого числа карт — заявленных 500 тысяч. Параллельно продолжим выпуск социальных карт москвича.

«Коммерсантъ»: В прошлом году большое внимание уделялось проблеме передачи банками информации о платежах граждан в бюджет в ГИС ГМП. Насколько своевременно передают банки эту информацию на данный момент? Поступают ли ещё жалобы граждан о том, что госорганы не получают информацию об оплате госпошлин, штрафов и т.д.?

Сергей Собянин: Сейчас все основные проблемы решены, взаимоотношения с банками отлажены, практически все платёжки проходят. Те, которые не проходят, — мы в ручном режиме доводим. В итоге платежи, которые являются проблемными, составляют доли процента всех платежей.

«Коммерсантъ»: Недавно мэрия стала единоличным владельцем ВДНХ. Будет ли он передан в подчинении Департаменту культуры?

Сергей Собянин: Нет, не будет. ВДНХ — это прежде всего выставочный центр и только потом культурные мероприятия. Более того, на ВДНХ непростая ситуация (с износом инженерных коммуникаций и со сторонними землепользователями. — «Ъ»), и с этой задачей один Департамент культуры не справится. Эта совместная задача для всех городских служб.

«Коммерсантъ»: Какие планы у мэрии по развитию сотовой связи в московском метро?

Сергей Собянин: Метрополитен планирует провести конкурс (на создание единой сети мобильной связи в метро. — «Ъ»). Там есть проблемы, связанные с взаимодействиями разных операторов. Я думаю, что мы их решим.

«Если бы праймериз проводила „Единая Россия“, был бы такой междусобойчик»

«Коммерсантъ»: Ваш предшественник на посту мэра Юрий Лужков на выборах в Мосгордуму активно поддерживал кандидатов единороссов: фотографировался с ними для агитации, проводил совместные встречи, говорил об одной команде. Намерены ли Вы помогать политикам, которых бы Вам хотелось увидеть в МГД?

Сергей Собянин: Как минимум, я буду поддерживать «Единую Россию», так как являюсь членом ее бюро Высшего совета. По определению не могу не поддерживать, и не только по формальным признакам. Мне важно, чтобы Гордума была органом, который прагматично рассматривает те или иные проблемы, чтобы конструктивно принимались решения. Это очень важно. Потому что если уйдём в бесплодные дебаты и противостояние — это будет плохо и для Москвы, и для москвичей. Конечно, буду поддерживать «Единую Россию», чтобы в Думе был костяк депутатов, которые конструктивно взаимодействуют с исполнительной властью.

«Коммерсантъ»: Стоит ли ждать «списка» или «команды Собянина»?

Сергей Собянин: Посмотрим, пока говорить рано об этом. Выборная компания даже не началась.

«Коммерсантъ»: Сильно ли должен обновиться корпус депутатов МГД?

Сергей Собянин: Что касается обновления, то я активно выступал за то, чтобы депутаты регионального парламента избирались не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Тогда у нас не будет многолетнего сидения в депутатах людей, которых никто не знает, не видит в округе. Тем, кто просидел два, три года и не появился в избирательном округе, я думаю, нечего делать на выборах в Мосгордуму. По крайней мере, если они ничего не сделали, чтобы избиратели о них вспомнили. Я считаю, что обновление будет значительным.

«Коммерсантъ»: 8 июня в столице пройдёт так называемый народный праймериз «Моя Москва». В его оргкомитет вошли члены Вашего общественного избирательного штаба, московской Общественной палаты. Городская власть имеет отношение к их организации?

Сергей Собянин: С точки зрения раскрутки выборов, увеличения активности москвичей, в городе неплохо проходят праймериз. Это хорошая идея, которая была реализована представителями Общественной палаты Москвы и другими активными гражданами. Такая схема реализуется впервые в России. Аналогов нет, обычно праймериз проводились «Единой Россией» или другими партиями, а сейчас получилась надпартийная площадка. В праймериз могут участвовать все: и партийные структуры, и независимые кандидаты.

У меня есть опасения, что на выборы в Мосгордуму придёт ещё меньше избирателей, чем на выборы мэра. В городах, где в последнее время проходили выборы в представительные органы власти, явка составила 15–20 процентов. С учётом того, что на выборы мэра Москвы пришло 32 процента избирателей, вполне возможно, что на выборы в Мосгордуму придёт значительно меньше. Этого не хотелось бы. Хотелось, чтобы выборы проходили в активной обстановке. Надеюсь, праймериз отчасти помогут.

«Коммерсантъ»: Идею праймериз кто подсказал?

Сергей Собянин: Она родилась в Общественной палате Москвы. Я считаю, что это очень здравая идея. В соответствии с уставом «Единой России», она обязана проводить праймериз. Но если бы сейчас праймериз проводила «Единая Россия», был бы такой междусобойчик партийный, который вряд ли бы что дал в плане активизации выборной кампании. То, что предложила Общественная палата, мне кажется гораздо интереснее, я уверен, что московский опыт будет использован и в других регионах...

«Коммерсантъ»: А говоря о других регионах, проведение праймериз должно быть закреплено законодательно?

Сергей Собянин: Нет, законодательно закреплять ещё один этап выборов, увеличивая расходы бюджета, не надо. Всё на общественных началах. У нас даже избирательные участки арендуются.

«Победа на выборах обеспечивает некую стабильность и предсказуемость»

«Коммерсантъ»: Вы были одним из первых губернаторов, обратившимся к Президенту с просьбой о досрочных выборах. Сейчас многие главы регионов следуют Вашему примеру. Вы почувствовали реальные преимущества избранного главы города, или разницы нет?

Сергей Собянин: По большому счёту, разницы никакой нет. Но после выборов чувствуешь больше ответственности перед москвичами. С точки зрения нагрузки и с точки зрения взаимоотношений с федеральными властями я не ощущаю, чтобы что-то кардинально изменилось. Единственное, что победа на выборах обеспечивает некую стабильность и предсказуемость. Я думаю, что это важно для инвесторов: одно дело, когда главу региона сегодня назначили, а завтра поменяли. Другое дело, когда ты избирался на понятную перспективу.

«Коммерсантъ»: Как Вы относитесь к реформе полномочий: обнародованный Правительством список передаваемых полномочий исчерпывающий, или городу федерального значения требуется что-то ещё?

Сергей Собянин: И сегодня есть возможность передавать полномочия по решению Правительства России.

Другой вопрос, что сейчас Правительством подготовлен более системный законопроект. Они обозначают направления, по которым могут быть переданы полномочия. Я не думаю, что кто-то немедленно получит полномочия из этого перечня. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос, и пока ни к чему конкретному не пришли.

Персонально в Москве мы получаем полномочия в индивидуальном порядке: в области дорожной безопасности, в области охраны окружающей среды, ещё ряд других. По Ростехнадзору у нас появились очень серьезные полномочия, которых нет в других регионах.

«Коммерсантъ»: То есть вам сейчас хватает полномочий?

Сергей Собянин: По большому счёту, да. Другой вопрос, мне кажется, что надо продолжать идти по пути, взятому законодателем: разные подходы к разным регионам. Москва и Санкт-Петербург получили гораздо больше полномочий в области градостроительной политики, регулирования, безопасности движения и так далее, чем другие регионы. Мне кажется, это правильно. Проблемы в Москве и, скажем, в Костроме разные. И необходим разный набор инструментов, чтобы решить эти проблемы.

«Коммерсантъ»: Москва как-то готовится в связи с реформой МСУ перестраивать свою систему власти?

Сергей Собянин: Под реформу МСУ мы никак не подпадаем. У нас особенности местного самоуправления устанавливаются городским законодательством, и напрямую федеральное законодательство нас не касается.

«Коммерсантъ»: Депутат Госдумы от Москвы Ирина Белых предлагает ввести особый порядок делегирования представителей в Совет Федерации от парламентов, избирающихся по мажоритарной системе. Речь идёт о расширении перечня тех, кто может быть делегирован в СФ, например, за счёт муниципальных депутатов. Поддерживаете ли инициативу? Действительно ли в Москве возникают такие сложности с проведением довыборов в МГД на место члена СФ по действующему законодательству?

Сергей Собянин: Такая проблема существует. По действующему законодательству, мы из числа депутатов МГД должны направить представителя в Совет Федерации, и сразу появляется вакансия в парламенте. И снова надо проводить довыборы. Мы будем добиваться, чтобы не проходили повторные выборы.

«Коммерсантъ»: Насколько подорожает общественный транспорт и когда это произойдёт?

Сергей Собянин: С 1 июня, примерно на 5–7 процентов, то есть на уровне инфляции. Нужно иметь в виду, что мы три года не повышали стоимость проезда. Если брать сопоставимые цены в 2011–2013 годах, то получается, что цена не увеличилась, а даже уменьшилась на 20 процентов. Если брать долю в заработной плате, в доходах москвичей, в 2010 году цена проезда составляла 2,5 процента, а сегодня, даже с учётом повышения — 1,6 процента.

«Коммерсантъ»: Но ведь город вкладывает десятки миллиардов рублей в развязки, в транспортную инфраструктуру. Казалось бы, можно дофинансировать «Мосгортранс» и метрополитен, чтобы не повышать цену. Тем более накануне выборов решение повысить стоимость общественного транспорта кажется весьма странным.

Сергей Собянин: Мы должны принимать взвешенные решения. Можно, конечно, заместить капитальные расходы текущими, но тогда будут проблемы с развитием метро. Объём субсидирования пассажирского транспорта Москвы уже составляет около 55 миллиардов рублей — это более половины текущих затрат. Такого объёма субсидирования общественного транспорта в мире никто не осуществляет. И если бы мы этого не делали, то тарифы необходимо было бы увеличить вдвое, а то и больше.

«Коммерсантъ»: Может, надо было повысить эффективность работы?

Сергей Собянин: Мы в течение трёх лет держали тариф, практически не увеличивая субсидий, именно за счёт повышения эффективности как «Мосгортранса», так и метрополитена. Количество пассажиров, оплативших проезд, увеличилось более чем на 10 процентов.

«Коммерсантъ»: У московских властей был велосипедный проект с «Банком Москвы». Какова его судьба?

Сергей Собянин: В прошлом году в рамках проекта можно было взять напрокат около 500 велосипедов, в этом году мы запланировали уже 2,5 тысячи. Для одного банка это накладно и обременительно. Поэтому мы привлекаем Сбербанк. Пока в проекте два банка, при этом доля «Банка Москвы» — 50 процентов, доля Сбербанка — 25 процентов, доля городских властей — 25 процентов.

Но мы рассматриваем дальнейшие варианты и открыты для других коммерческих структур.

«Коммерсантъ»: Недавно принято решение сделать бесплатной парковку в центре по воскресеньям. Не думаете ли Вы по поводу бесплатного ночного времени, как в европейских городах?

Сергей Собянин: Пока нет. У нас достаточно большое количество ночных парковок для резидентов, добавлять ещё бесплатную ночную парковку для остальных не хотелось бы. Давайте посмотрим, как будет воскресная парковка работать, а потом перейдём к другим вариантам.

«Коммерсантъ»: Почему так долго принималось решение эвакуировать машины, номера которых закрыты тряпочками, бумажками?

Сергей Собянин: Если бы мы 20 лет назад двигались такими темпами, как сейчас, с транспортом в Москве вообще никаких проблем не было бы. Мы только в прошлом году объявили о платной парковке в границах Бульварного кольца, сейчас уже она действует в рамках Садового кольца. Если раньше мы эвакуировали 10–15 машин в сутки, то сейчас 800. Ещё недавно у нас не было правовых возможностей эвакуировать машины без ГИБДД. У нас не было необходимой техники для эвакуации — в рамках бюджета её не закупишь, поэтому мы работали над привлечением инвестиций в эту сферу. Кроме того, если вы помните, эвакуация машины была раньше бесплатной по федеральному закону: мы бы тогда все работали на эвакуацию, зачем она такая нужна.

Сегодня уже принято решение по эвакуации машин с заклеенными номерами. Это сделано в рамках борьбы с терроризмом, мы же не знаем, что это за человек заклеил свой номер, зачем он его скрывает.

«Коммерсантъ»: Расширять зону платной парковки будете?

Сергей Собянин: Да, возможно. Мы проводим консультации с органами местного самоуправления. Муниципальные депутаты требуют от нас расширения платных парковок, и мне кажется, это логично. Они же видят, что в соседнем районе всё нормально, чужие машины не паркуются под окнами, резиденты на 99 процентов удовлетворены. Все доходы от парковки идут муниципалитетам, они распределяют их на благоустройство территории.

«Коммерсантъ»: Программа строительства 200 православных храмов идёт ударными темпами. Планируете подключать к ней, помимо РПЦ, другие конфессии?

Сергей Собянин: В Москве православные составляют подавляющее большинство верующих, а количество церквей относительно небольшое. Что касается мусульман, то количество мечетей для них, на мой взгляд, в Москве достаточно.

Источник: сайт Правительства Москвы



Другие новости из раздела
Все новости